Литературная
викторина к 150 - летию со дня рождения
А.С. Серафимовича
Ответы
на викторину
1.
.Назовите даты рождения и смерти А.С.Серафимовича.
Будущий
пролетарский писатель родился в станице Нижне-Курмоярской Области войска
Донского 19 января 1863 года в семье казачьего есаула, военного казначея
награжденного двумя «георгиями» Серафима Ивановича Попова и Раисы
Александровны, урожденной Дубовской. У Саши были два брата и сестра. Детские
годы мальчик провел в казачьих полках в Польше.
Но согласно Свидетельства о рождении Александра Серафимовича Попова, выданного донской
духовной консисторией 30 сентября 1868 г. и хранящегося ГАРО[1],
даётся другая дата рождения:
«По указу его императорского величества Донская духовная консистория
слушали прошение хорунжего Серафима Иванова Попова о выдаче ему свидетельства о
рождении сына его Александра. И справку, по коей оказалось, что по метрическим
книгам Нижне-Курмоярской станицы, Владимирской церкви, за 1863 г. в 11-й части о
родившихся под № 7 значится : хорунжий Серафим Иванов Попов и законная жена его
Раиса Александрова, оба православные. Сын их, Александр, рожден 9, а крещен 13
января; восприемники были есаул Иван Антонов Дубовской (крещение) и есаульская
дочь девица Юлия Александрова Дубовская. Крещение совершал священник Петр
Иродионов с причтом.
Определили: хорунжему Серафиму Иванову Попову о рождении сына его
Александра выдать свидетельство, каковое и дано ему из Донской духовной
консистории за надлежащим подписом и приложением казенной печати. Сентября 30
дня 1868 г.
Подписали: член
священник [подпись],
помощник
секретаря Анохин, канц. служитель Кочкалдов
Засвидетельствовал:
Усть-Медведицкий окружной начальник войсковой старшина [подпись]
Дата смерти Александра Серафимовича
Попова – 19 января 1949 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище
(участок №1, 44ряд) вместе со своими близкими
2.
В каком учебном заведении в ст. Усть-Медведицкой учился писатель?
В 1873 году Александр Серафимович Попов поступил
в первый класс Усть-Медведицкой мужской классической гимназии.
3.
Куда и
за что А. Серафимович был сослан в ссылку?
В 1883 году Александр Серафимович
поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. С 1885
года за А. Поповым в Петербурге, было учреждено полицейское негласное
наблюдение. В записной книжке А. Ульянова следователи обнаружили имя Александра
Попова, поэтому после неудавшегося покушения на царя, в 1887г. он был взят под
стражу, и привлечён к дознанию по «делу первомартовцев». После четырёхмесячного
заключения 26 июня 1887г. по решению
департамента полиции А. Попов был выслан под надзор полиции в Архангельскую
губернию. Он был отправлен в Пинежье в г. Мезень на пять лет.
4.
Когда
и в какой газете был опубликован его рассказ «На льдине»?
В
Северной ссылке Александр
Серафимович Попов написал свой первый рассказ «На льдине». Он был
опубликован 26 февраля 1889 года в «Русских ведомостях» под псевдонимом Александр Серафимович.
На
одной из встреч со студентами Серафимовичского педучилища им. Н. К. Крупской
Александр Серафимович рассказывал как он стал писателем: «Конец 80-х начало
90-х годов. Царское правительство за революционную работу сослало меня на
север, к поморам. Там у меня был друг Сашка, тоже ссыльный. Жили мы с ним в
маленькой комнатке. Очень часто я беседовал с поморами о их жизни, о их тяжёлом
труде. Один раз они рассказали мне, как однажды их унесло на льдине в море.
Этот случай с поморами произвёл на меня сильное впечатление, и я решил его
описать в рассказе. Над рассказом я работал вечерами. Закончив рассказ, я
прочитал его другу Сашке. Сашке рассказ очень понравился, и он посоветовал
отослать его в газету. Прошло несколько месяцев, а рассказ всё не печатали, я
волновался, Сашка успокаивал меня, говоря: – Не волнуйся! Обязательно
напечатают!
Сижу
однажды на лавочке около дома, смотрю: Сашка бежит, машет газетой и кричит:
«Напечатали! Напечатали!» Не помню, как
я очутился около него, выхватил газету и стал читать свой рассказ. Вижу,
напечатано: «На льдине», рассказ А.С. Серафимовича. Глазам не верю! Неужели
напечатали? Начинаю читать. Раз прочитал, другой – прочитал, третий. Не верится:
неужели это я написал? И опять начинаю читать. Газету с рассказом наклеил на
стену и опять читаю. Долго читал, даже голова разболелась. Подошёл к
умывальнику, вымыл голову холодной водой и лёг спать. Это событие в моей жизни и послужило толчком к
моей литературной деятельности».[2]
5.
Под
какими псевдонимами печатался А. Серафимович и назовите его настоящую фамилию.
Александр Серафимович Серафимович
(настоящая фамилия Попов), печатался под псевдонимами: А.; А.С; С.; А. С.-ч; А.
Сер-чъ; С.-ч; А. Сераф-чъ; И.Серафимович; Курмоярский; Случайный; Торов;
Черноморец.
6.
В
каком году вышел первый сборник рассказов А. Серафимовича?
1901 году, в Петербурге, в издательстве
Звонарёва вышел первый сборник «Очерки и рассказы». На создание первой книги
«Очерки и рассказы» большое влияние оказал М. Горький. В сборник вощли: «На
плотах», «В тундре», «Поход»,
«Стрелочник», «Месть», «Прогулка», «Под землёй», «Под праздник», «Бомбы».
Рассказ «Бомбы» близок к роману «Мать».
Жена передового рабочего Марья вначале боится «социалистов», затем приобщается
к революционной борьбе, прячет нелегальную литературу и бомбы.
7.
Какое
участие принимал А.Серафимович в Гражданской и Отечественной войнах?
В 1915году в
первой мировой войне, он был санитаром в санитарном отряде и корреспондентом "Русских
ведомостей". Им был написан целый ряд разнотемных (фронт, тыл)
произведений: очерки ("На батарее", "В Галиции"), короткие
рассказы-зарисовки ("Сердце сосет", "Встреча", "Черный
треух"), сюжетно завершенные, хотя небольшие вещи ("В лесу",
"На побывке").
В мае 1918 года
пятидесятилетний писатель едет в качестве военного корреспондента газеты
«Правда» на Восточный фронт. Центральной темой его очерков и корреспонденции в
этот период стала тема роли Коммунистической партии в укреплении Красной Армии.
В годы
Гражданской войны Серафимович как военный корреспондент «Правды» и «Известий»
разъезжает по фронтам, он был участником разгрома Колчака, Мамонтова,
белополяков, Врангеля. Во время поездок по фронтам он познакомился с
полководцем Е.И. Ковтюхом, личные впечатления и рассказы Ковтюха воплотились в
эпопее «Железный поток», над которым работал почти пять лет. Этот роман вышел в
1924 году и стал вершиной творчества писателя. Основой романа послужило
реальное событие из истории Гражданской войны — героический поход Таманской
армии под командованием Е. И. Ковтюха (май 1918 года).
В конце
гражданской войны и в начале 20-х годов Александр Серафимович возглавлял работу
литературно-художественного отдела газеты «Известия», заведовал агитмассовым
отделом Моссовета, вел большую работу в Наркомпросе.
В годы Великой
Отечественной войны 80-летний писатель, не остался в стороне от великого дела –
защищать Родину. В августе 1942 года гитлеровцы вплотную подошли к городу
Серафимович, началась эвакуация населения, и писатель покинул родные места уже
в последний момент. А 17 сентября в «Правде» был напечатан его рассказ
«Ребёнок» - о пережитом во время эвакуации.
Не взирая на преклонный возраст,
Александр Серафимович посетил различные участки Донского, Западного, Сталинградского
фронтов, вслед за наступающей армией он продвигался к местам, подвергшимся
насилию, посетил город Серафимович, Сталинград. А. Серафимович собирал живой
горячий материал об участниках битвы на Дону и Волге. Побывал в танковом полку
вместе с группой ансамбля песни и пляски, где он впервые встретился с танками -
KB-IC; Т-34. Его
прокатили на танке по ухабистой, заросшей просеке и после предложили назвать
один из танков его именем, но он попросил, чтобы танк назвали именем Николая
Островского. Так в одном полку появились сразу два танка названных в честь
писателей.
Летом 1943 года
Серафимович посетил Орловский фронт, штаб 3- й Армии, в сентябре 1943г. города
Орел и Брянск. То, что писатель, увидел
на фронтах, позволило ему с уверенностью утверждать: «Такая армия сумеет любое
препятствие преодолеть. Такая армия непобедима!».
И его голос,
голос писателя-патриота, звучал на всю страну. Метким словом вёл он солдат на
ратные подвиги, вселяя веру в победу нашего завтра. В годы Великой
Отечественной войны писатель опубликовал несколько десятков очерков и рассказов
о борьбе советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Рассказ
«Весёлый день» - о стойкости и героизме советских воинов, об их патриотизме.
Отображая фронтовые будни, писатель рассказывал о солдатской смётке и
находчивости. Подвиги героев легли в основу очерков, объединённых позже в цикл
«Это – не чудо», завершил он его этюдом «Есть что защищать».
8.
В
каких большевистских газетах печатался А.Серафимович?
Первым легальным изданием социал-демократов
(большевиков) явилась петербургская газета «Новая жизнь», официальным издателем которой был
литератор Н. М. Минский. Первый номер вышел 27 октября 1905г. К нему в качестве
приложения была отпечатана Программа партии, принятая на II съезде Российской
социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Тираж газеты составил 80 тысяч
экземпляров. В организации издания большое участие принимали: М.Горький,
печатались К. Д. Бальмонт, Н. А. Тэффи, А. С. Серафимович, Н. Г.
Гарин-Михайловский, А. В.Луначарский и др. С девятого номера в редактировании
«Новой жизни» участвовал В. Ленин. Его статья «Партийная организация и
партийная литература» была прямым откликом на открывшуюся возможность легально
излагать партийные взгляды, хотя идеи ее были приняты далеко не всеми
литераторами.
Ровно через
месяц после выхода «Новой жизни» стала издаваться в Москве легальная
социал-демократическая газета «Борьба»,
посвященная целиком революционному движению рабочего класса, а затем газета
«Вперед». Появились легальные социал-демократические издания в других городах
России. Под влиянием большевиков оказались многие профсоюзные издания. Все они
вели неуклонную пропаганду революционного свержения царского режима,
безвозмездной передачи земли крестьянам, фабрик рабочим, защищали идею
демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. Цензура придирчиво
наблюдала за газетой большевиков. Подвергались запрещению отдельные номера,
арестовывались редакторы, налагались штрафы. Правительство несколько раз
закрывало газету, но она возобновлялась и продолжала выходить под сходными
названиями: «Рабочая правда», «Правда
труда», «За правду» (1913), «Путь правды», «Трудовая правда» (1914) и др.
В 1918 году
А. Серафимович работал корреспондентом «Правды».
В «Правде» освещалось положение на фронтах, боевые действия Красной Армии. В
рубриках «Вести с фронта», «Впечатления» увидела свет серия очерков первого
разъездного военного корреспондента газеты А. Серафимовича. Среди них: «Ночь»,
«Политком», «Самоисцеляющая сила», «Бой», «На позиции». Созданные по горячим
следам событий, они правдиво описывали ситуацию, происходившую на фронте и в
стране, раскрывали человеческие характеры в экстремальных ситуациях, показывали
новые взаимоотношения между людьми.
В советской
прессе периода гражданской войны важную роль продолжали играть «Известия ВЦИК».
В марте 1918 г.
вместе с переездом Советского правительства в Москву редакция «Известий ВЦИК»
также переезжает в столицу, и А. Серафимович возглавил литературный отдел
газеты «Известия».
В газете были постоянные рубрики и разделы:
«Красный фронт», «Продовольствие», «Рабочая жизнь», «За границей». Важное место
занимал отдел «Действия и распоряжения правительства». «Известия» разъясняли
всю сложность ситуации, создавшейся на фронтах гражданской войны, требовали
беспощадной борьбы и расправы над эсерами, совершившими покушение на главу
Советского правительства Ленина.
9.
Назовите
военные рассказы и очерки Серафимовича периода первой мировой, Гражданской и Отечественной
воин.
Революционное
брожение в городе, в деревне, связь революционного крестьянства с пролетариатом
отражены в ряде рассказов: «На Пресне», «Шрапнель», «Встреча», «На Пресне», «У обрыва»,
« Сверху», «Сердце сосёт», «Зарева», «Среди ночи», «Мертвые на улицах», «У
холодного моря» и др. Появляются повесть
«Бомбы», написанная по
воспоминаниям о первой мировой войне и сборник «Революция, фронт и тыл», (1917—1920).
Во время первой мировой войны
Серафимович добровольно отправился на фронт, в Галицию, где служил в составе
санитарного отряда «Пироговского общества врачей». Об увиденном и
прочувствованном он позднее напишет в своих очерках и рассказах: «На побывке»,
«Чёрный треух», «Термометр», «Следопыты», «Раненые», «На батарее», «В Галиции»
(очерки).
В годы Великой Отечественной войны А. С. Серафимович посетил Сталинградский
и Орловский фронта, штаб 3-й Армии, подвиги героев легли в основу очерков,
окрашенных верой в победу. Основная идея произведений о Великой Отечественной
войне - уверенность в конечной победе советского народа. А. Серафимович
говорил: «…задачей моей было донести до читателя, что Советская Армия - самая
мощная, самая демократичная, самая культурная армия в мире». В годы Великой
Отечественной войны он написал очерки и рассказы: «Клятва», впервые
— "Литературная газета", 1941, 13 июля.
«Ребенок»,
впервые
— газ. "Правда", 1942, 17 сентября. Очерк точно воспроизводит
подлинный эпизод из жизни писателя.
«Веселый день», впервые — газ.
"Красная звезда", 1943, 14 января.
«Творчество», впервые — газ.
"Известия", 1943, 3 марта
«Юная
армия», впервые,
под заглавием "Ребята",– журн. "Красноармеец", 1943, No 11.
«На
хуторе», впервые
- газ. "Красная звезда", 1943, 14 августа и др.
10.
Какое
произведение А. С. Серафимовича Луначарский назвал – «романом достойным
Бальзака?».
Знание
объективных законов истории, понимание исторических перспектив русской
действительности позволили писателю создать обобщающую картину
капиталистического общества в романе «Город в степи» (1907 — 1912).
Изображенная в нем динамика событий предрекает обреченность мира хозяев перед
лицом растущих и крепнущих сил будущей пролетарской революции. Луначарский
назвал "Город в степи" – «романом достойным Бальзака».
« … Перед нами
громадный организм города, возникшего около железной дороги и по-американски
растущего так, что меняется не только его облик, но и характер его жителей и
взаимоотношений. Процесс капиталистического набухания города, процесс
расслоения его на классы показан на десятках людей, из которых каждый
представляет собой замечательный тип. Роман чрезвычайно богат содержанием. Его
социологические выводы бьют далеко. Вместе с тем он читается с захватывающим
вниманием. На каждой странице читатель найдет нечто поучительное и для нашего
времени.
11.
Какие
награды имел А. Серафимович?
орден
Ленина (1933);
орден
«Знак Почёта» (1 февраля 1939 г.);
орден Трудового Красного Знамени
(18 января 1943 г.);
20 марта 1943 года Александр Серафимович
в числе первых советских писателей был удостоен звания Лауреата Государственной
Премии 1-й степени.
Сталинская
премия первой степени (100 тыс. руб) — за многолетние выдающиеся
достижения в литературе. А.Серафимович передал Сталинскую
премию в Фонд
обороны.
В 1949 году в
связи со смертью, в целях увековечивания памяти старейшего советского писателя,
лауреата сталинской премии А.С. Серафимовича Совет Министров СССР постановил:
а) воздвигнуть памятник на родине
писателя в городе Серафимовиче Сталинградской области;
б)
установить мемориальные доски на домах в Москве, где жил А. Серафимович;
в)
организовать дом-музей на родине писателя в городе Серафимовиче;
г)
присвоить имя А.С. Серафимовича Сталинградскому педагогическому институту;
Именем писателя названы
Волгоградский
пединститут им. А. Серафимовича
теплоход «Александр Серафимович»
рыболовный
траулер-рефрижератор «Железный поток»
Морской
сухогруз «А.С. Серафимович»
12.
Назовите
очерки А. Серафимовича о советских писателях.
Историко-литературные исследования
«Откуда появились советские писатели», «Стихи», «Как надо писать», «Отчёт
художника», «Писатель раньше и теперь», «Записки писателя», «На ХУ1 съезде
ВКП/б/», «Писатель должен шагать вровень с эпохой», «Растить молодёжь», «М,
Шолохов и его Тихий Дон», «Писатель – патриот», (О Толстом), «Ответ М.
Горькому», «Воспоминания о Горьком», «Тарас Шевченко», «Предисловие к «Мятежу»
Фурманова», «Умер художник революции Ф. Гладков и его «Цемент», «Предисловие к «Донским
рассказам» М. Шолохова», «Есенин», «Художник слова».
13.
В
каком году, с кем в соавторстве А.
Серафимович перерабатывал роман-эпопею «Железный поток» в драматическую поэму?
В 1924 в сб.
«Недра» (№ 4) был опубликован «Железный поток», произведение, выдвинувшее
Серафимовича в ряды крупнейших пролетарских писателей.
В 1926-1927 гг.
А. Серафимович писал по повести «Железный поток» киносценарий, после его
окончания началась длинная эпопея его переделки. За первой редакцией
последовала вторая, третья, четвёртая… И каждая редакция подвергалась
переделкам. Были среди них и слабые, но были и вполне литературно и кинематографически
качественные, тем более, что в их разработке участвовали и крупные
кинодраматурги (В. К. Туркин) и кинорежиссёры (Е .Л. Дзиган, А. Е. Разумный и
др.). Сценарий хотели ставить С.М.
Эйзенштейн и Эрвин Пискатор. Однако над этим сценарием висел какой-то рок,
около 10 редакций сценария создал писатель и ни один почему-то не удовлетворил
соответствующие кино-инстанции. Сценарий был опубликован в 1958 году, уже после
смерти А.С. Серафимовича. В постановке Е.Л. Дзигана и имел большой успех у
зрителей. В 1967 году был снят одноимённый фильм (сценарий А. Первенцева).
В 30-х гг. А.С. Серафимович перерабатывал «Железный поток» в драматическую
поэму в соавторстве с Игорем Евгеньевичем
Всеволожским, режиссёрский коментарий А. Азарха.
Серафимович А.С.,
Всеволжский И. Железный поток. Драм. поэма. 2-е
изд. М.:
1935:
92с. Серафимович А.С., Всеволожский И. Железный
поток. Драм. поэма в 3-х д., 6 –ти карт. М. «Искусство»: 1937:
53 с.
14.
Произведения
каких советских писателей, особенно ценил писатель?
Александр
Серафимович особенно ценил Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко,
А. В. Луначарского, А М. Горького, Л. Н.
Андреева, А. Н. Толстого, Н. А. Островского, Д. А. Фурманова, Ф. И. Гладкова,
М. А. Шолохова, В. М. Саянова.
15.
когда
станица Усть-Медведицкая была переименована в город Серафимович?
20 января 1933
года Постановлением Президиума ЦИК Союза ССР в честь 70-летия писателя
Александра Серафимовича (Попова)
станица Усть-Медведицкая была преобразована и получила статус города. Город Серафимович
расположен на правом крутом берегу реки Дон в районе устья реки Медведицы.
16.
Назовите
основные произведения А.Серафимовича, посвящённые родным местам.
Впечатления
детства, рано осиротевшего А. Серафимовича, легли в основу серии его
автобиографических произведений: «Из детской жизни» (1898), «Поход» (1901), «Сережа»
(1907), «Первые страницы» (1911), «Бегство
в Америку», «Скитание», «С сыном в горах», «На родине», «На хуторе». Вместе с
воспоминаниями, над которыми он работал в 1910-е годы, они должны были войти в
исповедально-документальный и мемуарно-исторический роман.
Основные произведения, посвящённые родным местам:
Серафимович А.С. Город в степи.-
Собрание сочинений. В 7 т. т.4 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.5-222.
Серафимович А.С. Колхозные поля.-
Собрание сочинений. В 7 т. т.7 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1960.-с.101-162.
Серафимович А.С. По родным степям.-
Собрание сочинений. В 7 т. т.4 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат,
1959.-с.280-306
Серафимович
А.С. По донским степям.- Собрание сочинений. В 7 т. т.7 /А.С.Серафимович. М.
Гослитиздат, 1960.-с.70-93.
Серафимович А.С.В камышах.- Собрание
сочинений. В 7 т. т.1 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.511-523.
Серафимович А.С. На берегу.- Собрание
сочинений. В 7 т. т.2 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.142-155.
Серафимович А.С. Отъезд.- Собрание сочинений.
В 7 т. т.1 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.601-607.
Серафимович А.С. В станице.- Собрание
сочинений. В 7 т. т.5 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.175-191.
Серафимович А.С. Степные люди.- Собрание
сочинений. В 7 т. т.2 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.7-27.
Серафимович А.С. Степная Вифсаида.-
Собрание сочинений. В 7 т. т.2/А.С.Серафимович. М. Гослитиздат,
1959.-с.613-629.
Серафимович А.С. Две ночи.- Собрание
сочинений. В 7 т. т.4 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.444-503.
Серафимович
А.С. Заяц.- Собрание сочинений. В 7 т. т.2 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат,
1959.-с.231-249
Серафимович А.С. Жара и грузчики.-
Собрание сочинений. В 7 т. т.2 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.37-46.
Серафимович А.С. Потерянный завтрак.-
Собрание сочинений. В 7 т. т.6 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат,
1959.-с.174-180.
Серафимович А.С. Место свято.- Собрание
сочинений. В 7 т. т.6/А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1960.-с.44-50.
Серафимович А.С. Ребёнок.- Собрание
сочинений. В 7 т. т.7 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1960.-с.190-194.
Серафимович А.С. Первые впечатления.-
Собрание сочинений. В 7 т. т.1/А.С.Серафимович. М. Гослитиздат,
1959.-с.584-586.
Серафимович А.С. Рабочих не пускают. (Из
цикла «Заметки обо всём).- Собрание сочинений. В 7 т. т.2 /А.С.Серафимович. М.
Гослитиздат, 1959.-с.513.
Серафимович А.С. Золотой телец. (Из
цикла «Заметки обо всём).- Собрание сочинений. В 7 т. т.2 /А.С.Серафимович. М.
Гослитиздат, 1959.-с.505-506.
Серафимович А.С. Без билета.- Собрание сочинений.
В 7 т. т.6 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959,-с.98-104.
Серафимович А.С. Дон.- Собрание
сочинений. В 7 т. т.6/А.С.Серафимович. М. Гослитиздат, 1959.-с.190-198.
Серафимович А.С. Станичные этюды.-
Собрание сочинений. В 7 т. т.1 /А.С.Серафимович. М. Гослитиздат,
1959.-с.570-583.
17.
Какими циклами представлены у А.
Серафимовича произведения на военные темы?
В цикл – о первой русской революции
вошли рассказы: «Бомбы», «На Пресне», «Шрапнель», «Встреча», «У обрыва»,
«Сверху», «Сердце сосёт», «Зарева», «Мертвые на улицах», «Похоронный марш»,
«Среди ночи» и др. Воспоминания о первой мировой войне вошли в сборник
«Революция, фронт и тыл», (1917—1920).
В цикл о гражданской войне вошли военные рассказы той поры: «Поход», «Белая глина», «На побывке», «На
батарее», «Наказ красногвардейцам», «Остров порядка и свободы», «Ненависть», «Красный
праздник» и др.
В годы Великой Отечественной войны, несмотря на
преклонный возраст,
А. С. Серафимович принимал самое деятельное
участие в общенародной борьбе с фашизмом. Он написал несколько десятков очерков
и рассказов – «Клятва», «Ребенок», «Веселый день», «Творчество», «Юная армия»,
«На хуторе», «На освобождённой земле», «Народ-титан» и др., большая часть
которых позже была объединена в циклы – "В
родных мостах", "Это - не чудо".
18.
Назовите
первый рассказ, рисующий эпизод войны неподалеку от Сталинграда?
«Ребёнок» - очерк точно воспроизводит
подлинный эпизод из жизни писателя, о бомбёжке моста через реку Иловля, в
августе 1942года.
19.
В каком очерке
Серафимович проводит параллель между старым Царицыном и новым Сталинградом,
описывает хозяйственные и культурные достижения города?
Целый ряд очерков А.Серафимовича,
печатавшихся на страницах газет и журналов, проводит параллели между старым Царицыном
и новым Сталинградом, описывает хозяйственные и культурные достижения города: «Новая
стройка», «По донским степям» (1931). Цикл рассказов и очерков военной поры:
«Слава городу-герою» (газета «Социалистическое земледелие» №15, 1944) «Черкасовское движение»
20.
Кратко
охарактеризуйте участие А. Серафимовича в жизни родного края во время Великой
Отечественной войны и в послевоенный период?
Особенно памятно и дорого его участие в
делах по восстановлению разрушенного немцами хозяйства, когда из пепла и руин
воскресала неугасимая советская жизнь.
Очень большое содействие оказал Александр
Серафимович в восстановлении городского транспорта. При его непосредственной
помощи горсовет получил семь автомашин, что позволило более успешно вести
работу по восстановлению всего городского хозяйства. Новая, полученная с завода
автомашина обеспечила своевременную доставку почты.
По просьбе
Серафимовича - выделить из Наркомзема необходимое количество людей, тракторы,
укрепить колхозы и машинно-тракторные станции района, в 1944 году МТС района
получила 30 новых тракторов СТЗ-НАТИ.
Пришедшая на помощь крестьянам новая
техника позволила достигнуть значительных хозяйственных успехов.
По инициативе
Серафимовича в город поступило полное оборудование для трёх кабинетов:
рентгеновского, физиотерапевтического, зубоврачебного. По медицинскому
обслуживанию трудящихся район стал занимать одно из первых мест в области.
По его
инициативе в городе был вновь организован и работал Дом санпросвета.
Серафимович выпросил для него более 30 тыс. рублей на приобретение разного
имущества: литературы, плакатов, муляжей, учебных пособий.
Много
внимания забот и труда он вложил в строительство электростанции, озеленения
города, строительство понтонного моста через р. Дон, в организацию и улучшение
работы районной и детской библиотек, книжный фонд которых он пополнял за счет
книг из личной библиотеки.
Серафимович
призывал сделать город городом-садом. «Город должен быть густо озеленён. Улицы
должны превратиться в аллеи, в четыре ряда деревьев. Заборы, ворота долой. Ни
один забор вора не удержит. Вместо заборов - цветущие кусты. Дворы сплошь
обсадить деревьями. Цветниками. Скамейки. Обязательно в каждом дворе детская
площадка. Дети должны играть на улице. Каждым двором-садом пользуется любой
гражданин, ибо этот город – большой коллектив. Для хозяйских нужд и построек
отводится нужная площадка, - дворы здесь громадные. Стены домов – сплошь в
вьющихся растениях. На Дону – превосходное купание, пляж, купальни, лодки». Это
была мечта всей его жизни. Уже в 1947 году было завезено и посажено около пяти
тысяч фруктовых деревьев.
Внимание
Александра Серафимовича было сосредоточено не только на городском хозяйстве, он
интересовался деятельностью и других организаций района и оказывал им большую
поддержку. Он был предан Донской земле никогда не прерывал связи с нею, всегда
был в курсе её дел и событий. Его знали от мала до велика, все его уважали и
любили за его близость к народу и беззаветное служение интересам народа.
Трудящиеся всегда были признательны ему за активную деятельность в организации
колхозов и укреплении колхозного строя в благоустройстве города и района.
21.
В чём
заключалась общественная деятельность писателя-земляка?
Не
только в творчестве своём проявил писатель любовь к станице Усть-Медведицкой,
но любовью и заботой о ней и её людях была проникнута вся общественная
деятельность Серафимовича. С 1933 года А. Серафимович был бессменным депутатом
горсовета и Почётным гражданином города, неутомимым общественным деятелем.
Несмотря на загруженность своей профессиональной работой литератора и
преклонный возраст он находил время для выполнения общественных обязанностей и
немало сделал для города и его жителей.
С первых же дней
Октябрьской революции писатель активно включился в культурное строительство
молодой республики. Работал в советской прессе, писал листовки, воззвания по
заданиям Московского Совета и МК РКП. С 1918 — член ВКП(б). Он заведовал
литературно-художественным отделом «Известий», агитмассовым отделом Моссовета,
работал военным корреспондентом «Правды». Он вёл большую общественную работу:
был членом президиума РАПП, с 1926—1930 редактировал журнал «Октябрь».
Жизненный и творческий путь Александра
Серафимовича – пример благородного и честного служения народу; путь упорного,
настойчивого труда, путь борьбы за лучшее будущее.
Умер
Александр Серафимович Серафимович - 19 января 1949 года, в день, когда ему
исполнилось 86 лет, но до самого конца жизни жила в нём жажда деятельности,
постоянного живого общения с людьми. За год до смерти, подводя итоги своей
жизни, он давал наказ молодёжи: -
«…Жизнь пахнет упоительно!
Жизнь наша – необъятный голубой простор
моря!
Так украшайте эту жизнь ещё более,
Ещё более раздвигайте её просторы».
Сбываются вещие слова А. С.
Серафимовича: «Много чудес повидал я за свой долгий век, но то, что увидите вы,
мои дорогие читатели, будет еще чудеснее, еще величественнее. Самой бурной
молодостью заживут наши реки, и более, чем Днепрогэс, удивит мир Енисейстрой.
Засветится новыми огнями тундра, глубже раскроют свои недра горы, вырастут
новые прекрасные города – сады».
22.
Какие
рассказы Серафимовича входят в «Северный цикл»?
Северная ссылка стала для Серафимовича
вторым университетом, здесь же началась и его литературная деятельность. Годы,
проведенные Серафимовичем на севере, определили содержание ряда рассказов,
написанных в далёкой ссылке. В 1889 году в «Русских ведомостях» был опубликован
его первый рассказ «На льдине», а также рассказы «В тундре», «На плотах»,
«Снежная пустыня», «Песня» и позднее «У холодного моря», «Лесная жизнь».
Комментариев нет:
Отправить комментарий